Оглавление

Приучение собаки не брать пищу (корм)

Собаке, выработавшей такой навык, не страшны попытки зло­умышленного отравления, при выполнении задания она не будет брать брошенную пищу, рыться в мусорных кучах.

Условный раздражитель - команда "Фу!".

Безусловные раздражители - неожиданный рывок поводка, удар прутиком, побуждение собаки парфорсом и электрическим током.

Это упражнение начинают после окончания курса общей дресси­ровки, закрепления навыка по команде дрессировщика прекращать нежелательные действия. Вначале собаку приучают не притраги­ваться к еде без разрешения. Дрессировщик ставит посуду с едой напротив собаки и спокойным тоном произносит команду "Фу!", предупреждая не трогать еду. Если собака попытается это сделать, надо придержать ее за ошейник или поводок. Через 5-10 секунд по команде "Кушать!" собаке разрешают есть. Это время постепенно увеличивают до 1 минуты.

На первых занятиях собака всегда должна быть сытой. Не брать корм ее приучают двумя способами.

Первый способ - приучение собаки не брать корм, который ей предлагает посторонний человек. Дрессировщик отводит собаку на коротком поводке к укрытию. По его сигналу оттуда выходит по­мощник и направляется к собаке, в правой руке у него кость или кусочек мяса, а в левой - спрятанный за спиной прутик.

Помощник, приближаясь, ласково произносит кличку собаки и предлагает, держа в руке, кусочек мяса или кость. Если собака пы­тается взять пищу, помощник стегает ее прутиком и прячется, а через 2-3 минуты снова приближается и предлагает корм. Если соба­ка и на этот раз попытается притронуться к корму, ее снова стегают прутиком. Дрессировщик одновременно произносит команду "Фу!" и дергает поводок, а когда помощник убегает, он произносит коман­ду "Фас!" /"Нападай!"/.

Обучая этому навыку собак с сильной пищевой реакцией, не обойтись без парфорса и более сильных ударов прутом. Упражнение повторяют ежедневно, постоянно меняя помощников, так как новый помощник является новым раздражителем для собаки, ведь он отли­чается обликом, запахом, походкой, манерой действовать и др. Раз­нообразной должна быть и пища, предлагаемая собаке /мясо, хлеб, колбаса и другие любимые собакой лакомства/. Правильным будет и смена местности.

Со временем вырабатывают у собаки навык не брать корм, бро­шенный посторонним человеком на землю. Помощник, подойдя к собаке, не предлагает еду из рук, а кидает ее на землю напротив собаки. Если собака пытается коснуться еды, дрессировщик и помощник мешают ей в этом описанными выше способами.

Затем помощник, подойдя к собаке, бросает ей корм и сам уда­ляется. Если собака делает попытку взять его, дрессировщик дает команду "Фу!", дергает поводок, а при необходимости использует парфорс и прут.

После этого хозяин, привязав собаку, постепенно удаляется и прячется, а ей бросают пищу. Если собака пытается взять пищу, брошенную в отсутствие дрессировщика, он подает команду "Фу!" и неожиданным рывком натягивает длинный поводок, пристегнутый к парфорсу.

Второй способ - приучение собаки не брать пищу, брошенную на землю. По указанию дрессировщика помощник разбрасывает на условленной площадке в указанных местах различную пищу. Дрес­сировщик, пристегнув собаке короткий поводок, идет на площадку, где разрешает собаке гулять свободно и наблюдает за ее поведением. Если собака пытается взять корм, дрессировщик восклицает "Фу!" и внезапно дергает поводок, а при необходимости использует парфорс. Когда собака успокоится, дрессировщик дает команду "Гу­ляй!", а если она снова попытается взять найденный корм, повторяет уже описанные действия.

После обучения навыку на коротком поводке, переходят к обучению на удлиненном. Тогда пищу разбрасывают в местах, не известных дрессировщику, а на следующем этапе занятие проводят без поводка. Дисциплину у собаки поддерживают только звуковой командой.

Случается, что при дрессировке собак с более сильной пищевой реакцией, описанные методы бывают неэффективны - собаки про­должают есть найденный корм. В этом случае используют более сильный раздражитель - электрический ток. На определенной пло­щадке раскладывают куски мяса и соединяют их тонким, хорошо замаскированным проводом, подсоединенным к источнику питания /напряжением не выше 16 вольт, а сила тока -не больше 0,05 ампер/.

Дрессировщик, пришедший с собакой на эту площадку, произно­сит команду "Гуляй!" и, отстегнув поводок, идет в том направлении, где раскиданы куски мяса. Если собака, найдя мясо, пытается его съесть, помощник, находящийся в укрытии и наблюдающий за ее поведением, включает ток. Собака, притронувшись к мясу, получает электрический разряд. При очередной попытке дотронуться до мяса снова включают ток.

Такие упражнения вначале правильнее повторять ежедневно, а затем - изредка, в различных местах, используя пищу разного вида и запаха. Этот метод дает хорошие результаты только при умелом пользовании им, а иначе можно навредить собаке.

Навык закреплен, если собака, без поводка, с дрессировщиком или без него, решительно отказывается от любой пищи из чужих рук или найденной на земле в любом месте.

Возможные ошибки дрессировщика:

- начальные занятия проводят с голодной собакой;

- используют корм только одного вида, организуют занятия в одном и том же месте, с одним и тем же помощником;

- слишком сильные рывок поводка с парфорсом, стегание прутиком;

- не к месту используют электрический ток, плохо маскируют провода.

Возврат в начало

Приучение собаки спокойно реагировать на выстрел и другие звуковые и световые сигналы

В наш технический век собака может сталкиваться с разными непривычными световыми и звуковыми раздражителями. Поэтому каждую собаку надо приучать реагировать на них спокойно. Лучше всего начинать занятия с молодым щенком.

Приучать к выстрелу надо там, где находится постоянное место собаки. Во время дрессировки пользуются стартовым пистолетом.

Вначале стреляют на расстоянии 40-50 м от собаки. Если она пугается во время выстрела, ее надо успокоить, отвлечь внимание игрой, прогулкой. При привыкании собаки спокойно реагировать на выстрел, с каждым разом стреляют с более близкого расстояния.

Занятия курса общей дрессировки на до постепенно переносить на местность, где больше раздражителей /ближе к автострадам, железной дороге, промышленным предприятиям/. Если собака чув­ствительно реагирует на раздражители, надо ее успокоить, позво­лить свободно побегать, погладить ее, дать лакомство. Приучив собаку спокойно реагировать на раздражители на большом рассто­янии, его постепенно сокращают.

Когда собака привыкнет к звуку стартового пистолета, надо, по возможности, начинать приучать ее к выстрелу из охотничьего ружья, стреляя холостыми патронами на расстоянии 200-250 м от собаки. Постепенно это расстояние сокращают.

В той же последовательности приучают собаку и к другим звуко­вым раздражителям.

Навык закреплен, если собака спокойно и без страха реагирует на выстрел и другие раздражители, которые могут встретиться в по­вседневной жизни и службе. Минимальное требование - спокойное реагирование собаки на выстрел стартового пистолета на расстоя­нии 15 метров.

Возможные ошибки дрессировщика:

- слишком небольшое расстояние от собаки до места выстрела в начальной стадии дрессировки;

- использование какого-нибудь механического воздействия на собаку во время выстрела;

- слишком частые выстрелы на начальном этапе дрессировки.

Возврат в начало

Приучение собаки лаять

Навык подавать голос нужен собаке на многих специальных службах. На караульной службе собака своим лаем сообщает о приближе­нии постороннего человека или кого то еще. Чем интенсивнее лает собака, охраняющая какой-нибудь объект, тем она нужнее на такой службе. Собака розыскной службы лает топа, когда находит спрятав­шегося преступника, тяжелые или высоко подвешенные вещи.

Условные раздражители - команда "Голос!" и жест - правая рука поднята и согнута в локте ладонью вперед на уровне головы.

Безусловные раздражители - даваемое собаке лакомство, апортировочный предмет, помощник дрессировщика.

К этому упражнению приступают после того, как собака усвоит и будет хорошо выполнять команды "Сидеть!", "Лежать!", "Апорт!".

Заставить собаку лаять можно несколькими способами: показать лакомство, апортировочный предмет; ее может раздразнить помощ­ник, удаление дрессировщика; это может быть и метод подражания, когда лает другая собака. Чаще всего собака начинает лаять тогда, когда лает другая собака. Дрессировщик, посадив собаку перед со­бой, ногой наступает на короткий, опущенный низко поводок, чтобы она не могла встать. Он дает понюхать находящийся в правой руке кусочек, после чего поднимает его над головой собаки, дразня ее, и произносит команду "Голос!". Поднятая над головой собаки рука дрессировщика с лакомством соответствует описанному ранее жес­ту. Лакомство дразнит собак}, а поводок не позволяет подпрыгнуть вверх, и она начинает лаять. Тогда ей сразу отдают лакомство.

Собак, которые очень любят приносить апортировочный пред­мет, обучают так. Раздразнив собаку предметом, дрессировщик де­ржит его так, чтобы она видела, но достать не могла. Командой "Апорт!" он поощряет собаку взять предмет. Не имея возможности достать предмет, собака начинает лаять. Дрессировщик в это же время подает команду "Голос!", после чего отдает собаке предмет. Через 10-15 секунд забирает его назад и поощряет собаку лакомст­вом.

Злые собаки начинают лаять, когда их дразнит другой человек. К собаке, которую дрессировщик держит за короткий поводок, при­ближается помощник дрессировщика и дразнит ее. Собака старает­ся кинуться на помощника, но ей мешает это сделать короткий поводок. Собака нервничает и начинает лаять. Когда она громко залает, дрессировщик произносит "Голос!" и поощряет ее.

После того, как у собаки выработается начальный условный ре­флекс реагирования на команду "Голос!" и жест, лакомство дают все реже, заменяя его поощрением "Хорошо!" и поглаживанием.

Усложняя условия, добиваются, чтобы собака начинала лаять в различных положениях /стоя, сидя, лежа/, на разном расстоянии от дрессировщика, при воздействии сильных посторонних раздражите­лей.

Навык закреплен, если собака в различных положениях, в любой обстановке, твердо и безошибочно реагирует на первые команду и жест дрессировщика, начиная лаять за 15 метров от него.

Возможные ошибки дрессировщика:

- слишком частое поощрение лаять, которое может приучить собаку делать это без команды;

- многократное повторение команды - собака начинает лаять только после

Возврат в начало

Приучение собаки плавать

Навык плавания нужен собаке при выполнении упражнений мно­гих специальных служб. Кроме того плавание улучшает физическое развитие собаки, а также охлаждает ее в жаркий день.

Условные раздражители - команда "Вперед!" и жест - быстрое выпрямление правой руки ладонью вниз в сторону водоема, чуть подавшись вперед, и быстрое опускание руки к ноге.

Безусловные раздражители - поощрение лакомством, апортировочный предмет, поглаживание.

К упражнению приступают, когда собака уже научилась преодо­левать различные препятствия.

Приучают собаку идти в воду только в летнее время, в теплый день. Для этого подбирают водоем с отлогими берегами. Дрессиров­щик, пристегнув собаке короткий поводок, играя, приближается с ней к берегу и оставляет ее за 10-15 м от него. Затем он бредет по воде и, играясь с собакой, манит ее за собой. Когда она подбегает к дрессировщику и проходит по воде 2-3 метра, он дает ей лакомство и ведет дальше.

Если собака не идет в воду, дрессировщик, стоя на 10-15см в воде, зовет собаку к себе, а как только она подойдет - поощряет. Если собака и после этого не слушается, дрессировщик берет ее на руки и ставит в воду на глубине 5-10 см, успокаивая и поощряя. Так собака постепенно приучается брести по воде.

При дальнейшем обучении дрессировщик, позвав собаку, бредет дальше в воду, пока не достигнет глубины, на которой собака может плыть. Она может начать плыть, перебирая передними лапами по поверхности воды. В таком случае дрессировщик должен помочь собаке, слегка поддерживая ее под животом . Если собака плы­вет спокойно, ровно, значит ее движения правильны. Постепенно расстояние, которое нужно проплыть, увеличивают. Дрессировщик, оставив собаку сидящей или лежащей на берегу, переплывает водо­ем и зовет ее с другого берега либо, вернувшись, с середины водоема.

На следующем этапе собаку приучают находиться в воде более продолжительное время, плыть вместе с дрессировщиком или без него, при воздействии различных посторонних раздражителей.

Приучить собаку к воде можно и другими способами. Если собака с охотой приносит апортировочный предмет, то дрессировщик, по­садив ее рядом с собой, бросает этот предмет в воду на 1-1,5 м от берега и командой "Апорт!" и жестом посылает собаку его принести. Вернувшуюся с поноской собаку поощряют. Впоследствии, бросая апортировочный предмет все дальше, дрессировщик произносит ко­манду "Вперед!" и показывает рукой в направлении предмета.

Приучая собаку к воде, ни в коем случае нельзя вести ее в воду под принуждением или бросать туда.

Каждый раз перед окончанием занятия надо разрешить собаке побегать, чтобы она обсохла и не перепачкалась.

Навык закреплен, если собака смело идет в воду, находится в ней долго, хорошо плывет с дрессировщиком или без него, проплывает 50 метров.

Возможные ошибки дрессировщика:

- когда тянут, бросают собаку в воду под принуждением;

- начальные занятия проводят в водоеме с крутыми берегами, реке с сильным течением, на большой глубине;

- на начальном этапе слишком далеко бросают апортировочный предмет;

- слишком долгое гуляние собаки по воде /более 20-25 минут/.

Возврат в начало

Приучение собаки замедлять темп движения

Этот навык позволяет регулировать темп ходьбы собаки без поводка, пригодится при преодолении препятствий, выполнении слу­жебных заданий.

Условный раздражитель - команда "Рядом!" или "Тихо!".

Безусловный раздражитель - натяжение или рывок поводка.

К упражнению приступают, когда собака умеет по команде идти впереди и одновременно выполнять упражнения по преодолению препятствий. Дрессировщик, ведущий собаку на коротком поводке, командует "Рядом!" и идет быстрым шагом. Затем меняет темп, то убыстряя, то замедляя шаг. Замедляя темп движения, дрессировщик произносит команду "Тихо!" и одновременно тянет поводок назад. Если собака не замедляет темп, дрессировщик повторяет команду с угрожающей интонацией и дергает поводок еще сильнее. Когда собака по команде дрессировщика замедляет движение, он ее гладит.

После этого упражнение постепенно усложняют, часто меняя темп движения, короткий поводок на удлиненный, а затем и вовсе без него. Навык совершенствуют постепенно: во время ходьбы по буму, лазания по лестнице и выполнения упражнений специального назна­чения.

Навык закреплен, если собака по первой команде дрессировщика точно и без колебаний замедляет темп в любой обстановке, с поводком и без него.

Возможные ошибки дрессировщика:

- слишком сильное натяжение поводка, особенно на начальном этапе обучения;

- слишком частая смена темпа в начальный период обучения;

- слишком быстрый переход к обучению без поводка.

Возврат в начало


Хостинг от uCoz